tangoGuide
Document ...
Имена танго
Очень старое танго «El apache porteño», его создатель и «Гибель Империи»
В этой публикации будет рассказано об авторе танго, которых вы не услышите на милонгах; ни один уважающий себя Диджей не станет включать такие мелодии в свой плейлист.
В этой публикации будет рассказано об авторе танго, которых вы не услышите на милонгах; ни один уважающий себя Диджей не станет включать такие мелодии в свой плейлист. Но не потому, что под это танго сложно танцевать, не потому что эти мелодии неприятны или неинтересны. Отнюдь. Музыка замечательная, самобытная и будь она исполнена в современной аранжировке, то могла бы стать достойным украшением любой танго-вечеринки. Но эти танго настолько старые, записи настолько трудно воспринимаются нашим ухом, изнеженным и избалованным хорошим качественным звуком, что большинство тангерос, заслыша их будут морщить носы и сверкать глазами в негодовании.
Увы, качество записей до 1927 года, когда в Аргентину пришла электрическая звукозапись, для нас, людей привыкших к электричеству, горячей воде, газу и стереосистемам стало сегодня неприемлемым. Лишь немногие ретрограды, обладающие извращенным вкусом и получающие удовольствие от прослушивания старых пластинок, когда шуршание иглы заглушает мелодию, видят ценность в подобных вещах.
И все же...
В 2005 году на экран вышел сериал "Гибель Империи" о работе российской контрразведки в Первую Мировую Войну. И третий эпизод сериала рассказывает о самом начале этой бойни - о 1914 годе.
Но не о том речь. Для нас интересна финальная сцена, когда семья одного из основных персонажей, профессора Нестеровского (актёр С. Маковецкий), и его друзья собираются за общим столом у него дома. Ставят музыку. Звучит старое, именно тех лет (запись 1913 года), танго - создатели фильма постарались - подобрали. И, как говорит персонаж Балуева - это танец войны. Правда он увлекся своими романтическими фантазиями. А я так скажу - да, эта музыка войны. Но не в том смысле, как у Балуева, а в том смысле, что он переполнена тревогой и печалью, тоской по прошлому и страхом перед будущим.
Кадр из фильма "Гибель Империи"
Пронизывающая тоска и печальное ожидание чего-то неминуемого, неумолимого, неизбежного и нехорошего, и даже мажорные отступления в мелодии не исправляют общую картину. Настроение остается. Тут уж создатели фильма постарались, действительно уловили тему, точно и тонко подобрав музыку для общей композиции.
А музыка называлась "El apache porteño" и автором ее был немец, родом из Аргентины, которого так и звали в тамошних аргентинских кругах "Эль Алеман", то бишь "Немец". Настоящее же имя его - Артуро Бернштейн.

Лейбл "Atlanta" с записью Quinteto Criollo

"El Aleman" под руководством Артуро Бернштейна.

Артуро Бернштейн родился в городе Петрополис (Бразилия) 17 ноября 1882 года в семье выходцев из Германии Адольфа Бернштейна и Августы Косбаб.
Найти данные о его ранних шагах в музыке вряд ли возможно. Известно о нем то, что он был мастер на все руки - играл и на фортепиано, и на скрипке, гитаре и бандонеоне. И он был одним из первых музыкантов, кто владел игрой на этом инструменте. Интересно и то, что формального обучения игре на всех этих инструментах Бернштейн не получал.
Примерно в 1903 году он дебютировал в Cafe Royal, расположенном в районе Ла-Бока (Суарес и Некочеа), с собранной по этому случаю группой музыкантов.

Артуро Бернштейн

26 августа 1907 года он женился на 21-летней англичанке мисс Кэтрин Мэри Рейн. Их брак был благословлен четырьмя дочерьми.
Позже Эль Алеман устроился на работу в Bagley, но возникший профсоюзный конфликт закончился его увольнением. После чего какое-то время он работал литографом.
Самыми известными заведениями, в которых он выступал, были: Café La Marina (Суарес и Некочеа), Café El Caburé (Entre Ríos и Cochabamba), Café El Parque (Lavalle и Talcahuano), Café T.V.O. и Café La Morocha (Корриентес и Карриль, юго-западный угол).
В то время он записывался для лейбла Atlanta вместе со своим братом гитаристом Луисом Бернштейном, скрипачом Висенте Пепе и флейтистом Вентозом Питой.
В 1915 году он выступал в общественных центрах: Unione e Benevolenza, Fratellanza, Cavour и в знаменитом Gato Negro. Позже он появился в кабаре Tabarín, Palais de Glace и в аристократическом отеле Plaza.
В 1920 году квартет, в состав которого помимо Артуро Бернштейна входили Сириако Ортис (бандонеоны), Тито Роккатальята (скрипка) и Хуан Карлос Кобиан (фортепиано) выступил в баре Victoria в Кордове, на той сцене, где многие знаменитые исполнители популярной музыки Аргентины завоевали признание публики.
Имеется такой выразительный комментарий писателя и поэта Карлоса де ла Пуа:
"Бернштейн, начал с того, что стал играть отрывки из классической музыки и оперы, в чем достиг большого успеха; позже он включил в репертуар танго, жанр, в котором он выделился как один из его кумиров. В то время музыканты играли "на слух", но Эль Алеман придерживался нотной записи музыки. По этому поводу можно привести забавный эпизод: как-то зашел горячий спор о том, кто из музыкантов выступал в кафе в Барракасе. Был ли это Бернштейн или Эль Тано? Эрнесто Понцио услышав это вмешался в разговор, уверенно заявив: "Если ребята играли держа лист бумаги перед собой, это была группа Алемана, если же они играли свой репертуар на открытом воздухе, то это была группа Тано"
В доме Бернштейна, на улице Эррера, он организовал свою знаменитую академию. Многие ученики приходили туда с 8 утра до 10 вечера оплачивая жалкие 10 долларов в месяц. С ней связаны такие славные имена, как Карлос Маркуччи, Эль Пеладо Федерико Скортикати, Перейра, Наварро и Ольмедо. Затем академия переехала в место, расположенное в двух кварталах от железнодорожного вокзала Лануса (4368 Del Valle Iberlucea Street), где она продержалась всего месяц, потому что из-за снижения посещаемости студентами ему пришлось отказаться от своей цели.
У Бернштейна был добродушный щедрый нрав, он с удовольствием делился своими знаниями, не заботясь о материальной стороне дела. Поэтому, ему сильно не доставало финансовых средств. Однако, следует сказать, что для удовлетворения его амбиций было достаточно выразительной фразировки бандонеона, который он баюкал своими сильными руками.
Возможно, его последнее выступление состоялось в 1935 году на LS6 (Radio Del Pueblo). Оркестр возглавлял не кто иной, как Энрике Саборидо, в сопровождении, среди прочих, музыкантов-ветеранов: Максимилиано и Морезио (гитары), Эль Тано Висенте Печчи (флейта), Висенте Пепе (скрипка) и Артуро Бернштейн (бандонеон). По словам Энрике Саборидо, композитора «La morocha», его цель возродить танго разделялась теми, кто аккомпанировал ему, заставляя его крутиться, быстрее юлы.
Эль Алеман умер от кровоизлияния в мозг 20 сентября 1935 года в своем доме на улице Эррера, 1216, недалеко от угла с Олаваррией.
Кадр из фильма "Гибель Империи"
Почти месяц спустя, 15 октября, был организован сбор средств для его родственников. Мероприятие проходило в кинотеатре Güemes (972 Montes de Oca Ave.). Билеты стоили 1 доллар. Сбор проводился при участии таких артистов, как Франсиско Канаро, Освальдо Фреседо, Эдгардо Донато, Маркос Рамирес, Карлос Маркуччи, Петронила и Канделарио, Эрнесто Фама, Андрес Фальгас, Оскар Угарте, Теофило Ибаньес, Хуан Хосе де Сойса Рейли, Фанни Лой, Боласо и Кунео, Почита, Федора Кабрал, Сириако Ортис, Лос Мендес и Даниэль Альварес.
Как композитор, Бернштейн оставил не так уж много произведений, и следующие названия показывают направления его творчества - танго: «Rama caída», «La gaita», «La carambola», «No hay partido sin revancha», «Mala suerte», «¡Celos!…» и «El Pangaré»; вальс: «Amor Ideal» и пасодобль: «Plus Ultra».
Слушать Quinteto Criollo "El Aleman":
El Apache Porteño
El Apache
Idilio Campestre
No Hay Partido Sin Revancha
Использованы материалы из книги Хуана Сильбидо Evocación del Tango,Buenos Aires, 1964.

Уроки танго и милонги по средам и субботам в г. Алматы:
тел. +7 777 024 3846
мы в instagram - уроки танго в г. Алматы
мы в instagram - милонги в г. Алматы
мы на youtube
мы в Facebook
мы в Telegram